Каждый, кто в Израиле хотя бы месяц ходил на работу, знает,
что зарплата могла бы быть и побольше.
Но приходится мириться. Репатриировавшийся
в 2009 году кандидат экономических наук из России Илья Смагаринский в
предпенсионном возрасте перестроил свою духовную жизнь, обратился к иудаизму; и
уже с таких позиций он попытался рассмотреть техники обращения евреев с
деньгами.
Секреты еврейского обогащения
В авторском предисловии Смагаринский пишет об этой книге
так: "Работа — по сути компилятивный обзор записанных Торой знаний о
правилах и поведенческих нормах "еврея экономического" и как с помощью
денег в том числе сделать мир гармоничным".
Издательство "Гешарим", разделяющее стремление к
этой благой цели, в 2015 году выпустило в свет новую 220-страничную книгу под
названием "Секреты еврейского обогащения". По сути, это слегка
дополненный вариант вышедшей в 2013 году в "Гешариме" 150-страничной
книжки того же автора "Бизнес в рамках еврейского Закона (карманный
справочник предпринимателя)".
Увы, ни слова о том, как составить себе богатство, в этой
книге нет. Текст предназначен в первую очередь для евреев, причем соблюдающих
традиции иудаизма, желательно автору — ортодоксального, не реформистского
толка. Текст утверждает, что еврею следует относиться к еврею иначе, чем к
нееврею (гою), но ни слова не говорит о том, где еврею или гою добывать деньги.
Ни в каком случае не желает автор обогащаться за счет
вынужденного труда другого еврея или за счет получения выгоды от продажи денег
как товара, да и другим не советует.
Если допустить, что у книги "Секреты
еврейского обогащения" существует идеальный читатель, то есть такой
читатель, который будет истово и неукоснительно выполнять изложенные в тексте
книги советы, то его главными заботами будут: не взять с собратьев ни агоры
лишней, свято соблюдать субботнее безделье, ежемесячно отдавать десять
процентов своего дохода общине и как можно чаще подавать милостыню (цдаку) для
бедных.
Возможно, таким способом читатель разбогатеет духовно, но уж
материально — это вряд ли.
Автор цитирует положение, которое сформулировал живший в XIX
веке раввин Мальбим (1809 — 1879): "Ведь давший свои деньги в долг без процентов
полагается на то, что Бог со своей стороны даст ему богатство чудесным образом,
поскольку это обещание объединяется здесь с указанием на исход из Египта, когда
выделил Всевышний евреев из этого мира, чтобы управлять ими чудесным образом.
А дающий в долг под проценты отрицает все это и хочет
обогатиться за счет процентов, и в конечном счете его имущество, вопреки его
надеждам, у него не удержится". Хорошо бы расположить эту цитату как
руководство к действию на рабочих столах израильских банковских служащих…
Духовная составляющая богатства
Боюсь, что ни один из современных состоятельных евреев не
принял советы Ильи Смагаринского; более того — для накопления богатства наши
нувориши действовали прямо противоположным образом.
Тем не менее книга получилась
основательной, компактной, последовательной и даже местами увлекательной. В
этом заслуга в первую очередь издателя Михаила Гринберга, сумевшего обеспечить
высокий уровень редактирования, предпечатной подготовки и полиграфического
исполнения.
"Гешарим" — наиболее солидное в Израиле
действующее русскоязычное издательство, коммерчески успешно работающее вот уже
26 лет и выпустившее более пятисот наименований книг общим тиражом около двух
миллионов экземпляров.
Могу представить, сколь нелегко было даже самым опытным
его редакторам трудиться над сложными, ветвистыми размышлениями и переведенными
с иврита примерами различных ущербов и компенсаций, в изобилии содержащихся в
"Секретах еврейского обогащения".
Так и не удалось полностью очистить текст
"Секретов…" от забавных, но странноватых авторских домыслов, вроде:
"…ненаивному человеку, (каковым еврей является по определению) должны
сразу "высветиться" доходные перспективы владельцев бизнеса…"
(страница 121), или "…иди знай, с какой закуской или выпивкой проглотишь
гвоздь или еще хуже — бриллиант…" (страница 205).
По какому определению всякий еврей не наивен, или почему
проглотить бриллиант хуже, чем проглотить гвоздь — об этом знают только автор и
Бог. Кстати, и написание этого русского слова и его синонимов свидетельствует
об умеренной степени ортодоксальности редакторов: они пишут "Б-г", но
"Всевышний", тогда как более радикальные не жалеют Всевышнего и
заменяют в этом слове первое "е" черточкой.
Путь к духовному совершенствованию долог и сложен, но не
легче и путь к земному материальному богатству.
Об этом можно судить по тому,
что гораздо большему количеству людей удается "вернуться к ответу",
то есть разбогатеть духовно, нежели составить себе значительное материальное
состояние.
Говоря по этому случаю "на все воля Божья", я
немедленно вспоминаю русскую пословицу "Бог-то Бог, да сам не будь
плох". И, пожалуй, об этом есть высказывание в замечательной книге
"Секреты еврейского обогащения": "Б-г хозяин всего, человек —
ремесленник, а весь ощущаемый мир — материал. Человеку предписано
преобразовывать мир материи, чему награда — плата за его труд и усердие, но не
абсолютно властвовать над созданным". Повезло тому, кто удачно выбрал
Хозяина, но полезно было бы человеку из первых уст узнать — выбрал ли Хозяин
его.
Комментариев нет:
Отправить комментарий